Sunday 30 January 2011

Covent Garden. Royal Ballet. Одетта и Одилия – в балете и в кино

О премьере балета  «Лебединое озеро» в Royal Opera House и о фильме «Черный лебедь»

Не знаю, тонкая ли это и хорошо продуманная тактика  гениев маркентинга, но музыка Чайковского звучит сейчас во всех кинотеатрах Великобритании,  где с пятницы идет показ психологического фильма Д. Аранофски (Darren Aranofsky) «Черный лебедь» (Black Swan), а в субботний вечер в Королевской опере  состоялась премьера балета «Лебединое озеро»,  хореография  Мариуса Петипа и Льва Иванова, но с обновленными неополитанскими танцами современных  хореграфов Фредерика Аштона (Frederick Ashton) и Дэвида Бинтлей (David Bintley). Оркестром Королевской оперы дирижировал москвич Валерий Овсянников

Интерес к фильму, который критики меньше чем на пять звезд не оценивают, однозначно вызывает интерес к истокам -  к, пожалуй, самому популярному балету Чайковского «Лебединое озеро».

Причем, сегодня  у зрителя есть выбор. Одетта-Одилия в исполнении Сары Лэмб  (Sarah Lamb) – элегантная, сдержанно-эмоциональная, без страсти и без драмы  - она танцует в «дуэте» с Фредерико Бонелли (Frederico Bonelli) и, наоборот, волнующая, пугающая,  с предвкушением трагического конца Зинаида Яновская ( Zenaida Yanovsky), испанская балерина с таким созвучным с нами именем и фамилией. Принца в паре с ней танцует американский балерон  Nehemiah Kish. В феврале Одетту танцуют известная румынская балерина Alina Cojocaru, великолепно исполнившая Татьяну Ларину в балете «Онегин» и Tamara Rojo.

Наверное, можно проводить исследование и о том, какое влияние в жизни нас оставляет музыка Чайковского. Из всего фильма (абсолютно бездарного) о  Стравинском и Коко Шанель и об их недоказанном, скорее всего существующем только в воображении авторов любовном романе, показанном  на малых экранах, в памяти осталась только одна строка.
 - Ты пойми, они воспитаны на музыке Чайковского. - Их говорит Дягилев Стравинскому  после провала в Париже его премьеры «Весна священная».

Факт нашего бытия – мы все в подавлящем большинстве воспитаны на музыке Чайковского. Возвращение  к Чайковскому становится своего рода ритуалом. Мы возвращаемся снова и снова  на «Лебединое озеро» (с родителями, с детьми, с внуками!), всякий раз пытаясь заполнить тот вакуум, ту пустоту в душе, которая возникает в нас и которая периодически требует заполнения. И после спектакля – да, мы чувствуем эту наполненность, очищение, духовность, не особо задумываясь над тем, откуда оно пришло.

«Лебединое озеро» в  Королевской опере – эстетически красивое зрелище. И все с самой первой секунды после открытия занавеса настраивает зрителя на сказку, на волшебство. Декорации в первом акте - красивы, легки, ажурны – фонарики, развешанные на разных уровнях на сцене, разноцветные ленты, сплетающиеся в какие-то затейливые орнаменты,  высокие, широкие ворота, ведущие во дворец принца, однако, изящны, легки и воздушны. Во втором действии на сцене  - увитый цветами и воздушными тканями огромный овал – не то озеро, не то зеркало, в отражении которого увидит принц свою возлюбленную и поймет свою ошибку. Но и здесь, и там – красивая, волнующая подсветка, настраивающая зрителя вместе с трогающей душу музыкой Чайковского на определенный лад.
Интересны костюмы – они разнообразны, оригинальны и непредсказуемы, всех времен и эпох, вплоть до шинели времен гражданской войны с красными отстрочками на груди, в которые одеты стражи, охраняющие замок.

Как зритель, я совершенно очарована этим представлением. Как человек, пытающийся найти определенную оригинальность и новизну, несколько разочарована, потому что заявленные «новинки» от Аштона и Бинтли с неаполитанскими танцами и вальсом меня затронули не очень.

Зато взволновал, взбудоражил, возмутил душу фильм американского режиссера  Д. Аранофски «Черный лебедь», не отпустивший ни на секунду  во время всех сто одиннадцати минут просмотра.

Сюжет картины строится вокруг новоявленной примы (Натали Портман), восхождение на престол которой сопровождается вполне ритуальным соперничеством ( a разве бывает иначе?!)  с подругой-приятельницей, во всех отношениях более раскрепощенной, чем героиня, и не останавливающейся ни перед чем в достижении желанной цели. До финальных кадров у зрителя нет уверенности, кто же все-таки будет танцевать Черного Лебедя. Но тем не не менее, не ради этого был создан фильм.

Это кино  – о мучительной борьбе, которая происходит в душе артиста, о конфликте внутреннего мира  и реальности, о стремлении к совершенству, о служении искусству, которое, увы, требует жертв!

И предыдущая картина Аранофски «Рестлер» (The Wrestler) –   тоже посвящена полной самоотдаче, но не артиста, а спортсмена. Показывая нам видимое, физическое истощение своих героев, автор тем не менее препарирует их душевные ощущения, их душевное напряжение и внутреннюю борьбу.

Галлюцинации главной героини Нины крутятся вокруг предстоящей премьеры «Лебединого озера», где она, по решению балетмейстера, великолепно сыгранного  обаятельным французом Винсентом Кассел, будет танцевать Королеву лебедей. 

Нина, эта своего рода Спящая красавица, замкнутая в розовом интерьере своей розовой детской, заваленной мягкими розовыми игрушками, живущая в мире девичьих фантазий и не сбывшихся материнских амбиций, близка душевно к чистой белоснежной Одетте, но совсем,  абсолютно несовместима с Черным лебедем, Одилией, способной на вероломство, козни, предательство. Эту ту то черную сторону ее души и пытается нащупать ее балетмейстер, пытается  растревожить,  возбудить, доминировать!

И ему это удалось! Как? Я планирую посмотреть этот фильм снова. Его можно «перечитывать» снова и снова, и я уверена, каждый раз находить новое.

И в заключение, в 2012 году выйдут на киноэкраны  две картины В. Аранофски
“The  Wolverine” and “Machine War”.

Людмила Яблокова

 .
Фото: Sarah Lamb and Federico Bonelli in Swan Lake. Рhotographer Bill Cooper