Onegin в Лондоне...танцует
Опера?!
Нет, балет! Известного в 60-х годах хореографа Джона Кранко (John Crancо, рожден в Южной Африке). Конечно же - по мотивам известного пушкинского романа в стихах! И все-таки с музыкой Чайковского, хотя и в ... «возвышенной» интерпретации немецкого пианиста и композитора Kurt-Heinz Stolze . С румынской балериной Алиной Коджакари (Alina Cojocaru)
в роли Tатьяны, с датчанином Джоаном Кобборд (Johan Kobbord), танцующего Онегина...Японкой Акане Такада (Akane Takada) – Ольга Ларина и датчанином Стивеном Мак Рей (Steven McRae) – Ленский.
Лучший Интернационал в мире – искусство!
- Как это в принципе возможно - без пушкинского стиха рассказать «Евгения Онегина»?
Возможно! Конечно, балет «Онегин» - это не «Энциклопедия русской жизни», Это история любви, разочарования, холодного эгоизма, безрассудного флирта, непростительной гибели.Но меня покорило то, как трепетно отнеслись все участники этого действа к исходному материалу - эпоха, время, природа, костюмы и даже провинциальное русское общество со старомодными кумушками и страдающими артритом дядюшками - все такое узнаваемое, родное...
В голове, в лад с разворачивающими событиями на сцене, как по «бегущей строке», поначалу проносились строки из поэмы, заученные еще в школьные времена, но скоро я забыла о них...Столько было элегантности и изящества, какой-то даже ажурности, утонченной красоты и искренности в танце, в движении... Без сомнения, они поведали - без слов - красивейшую новеллу о любви, ревности, интригах, смерти...
Татьяна – мечтательная, хрупкая, уязвимая в первом акте превращается - в последнем - в гламурную светскую львицу. Вы можете видеть, как борются в ней чувства - любви к Онегину и верности долгу, чести, благодарности к не такому уж на этой лондонской сцене старику-мужу...
Онегин – холодный, эгоистичный и своенравный как холодная речка Онега (видимо, по той же ассоциации появился чуть позднее в русской литературе другой «лишний» герой, или антигерой – с фамилией Печорин – Печора...) в конце балета неузнаваемо преображаетсяся в смятенного чувствами «юнца».
Легкая, легковесная, легкомысленная – конечно же – это Ольга- Акане! Идеалист, восторженный романтик, понапрасну обиженный Ленский- Стивен. Высокий класс! Безупречная техника, незабываемая хореография, особенно какие-то ее мгновения – останутся в памяти навсегда!
Декорации просто великолепны! Действительно русские березки, с покосившимся забором, помещичья усадьба, слегка, правда, напоминающая (без забора) английский Manor House, но это – простительно! Кружевная спальня Татьяны...Тревожный, волнующий пейзаж перед дуэлью... Пышный Дворец князя ...
Мне кажется удачей, что в каждом акте - а их было три, и длились они в среднем около получаса - несколькоминутная часть действия шла между ...прозрачным занавесом с иероглифами «Е.О.» и опущенным занавесом, за которым в это время менялись декорации...Как «мостик», между одной главкой и следующей, и это давало зрителю ощущение законченности одной сценки, необходимости перевернуть страницу перед началом новой...
Впервые балет «Онегин» был задуман Д.Кранко в 1962 году для Sadler’s Well Opera, но понадобилось время, чтобы сама идея выкристаллизовалась в законченное, утонченное, мастерски исполненное представление, мировая премьера которого состоялась только в 1965 году в исполнении артистов Штутгартского балета. Последние несколько лет «Онегина» в Лондоне не танцевали, но сезон 2010-2011 в Королевской Опере года открылся именно этим балетом, возобновленным новым поколением танцоров.
При том, что всегда отдаю предпочтению опере, чем балету, при том, что
изначально тяжело ворочалась мысль: «Ну, что это будет за «Онегин»? - не могу не признать.... Это Пушкин! Это Чайковский – неважно в чьей оранжировке! Это – действительно «Онегин»! По духу, по настроению, по накалу страстей – наш русский «Онегин»!
Кстати, совсем недавно здесь же, на этой сцене в рамках гастролей Большого театра шла опера «Е.О». Английская публика и критика – всегда благодарные, приняли восторженно постановщика Дмитрия Щербакова, руководителя оркестра Дмитрия Юровского, Екатерину Щербаченко и других певцов и артистов. Но многие – я знаю - уходили с легким чувством разочарования. Действие оперы все три акта происходило где-то на задворках сцены, что даже с третьего ряда партера практически ничего не было видно. Скудность единственной декорации – огромная зала с огромными окнами и и длинный стол...породил у многих вопрос: неужели Большой до сих пор бедствует? Подвыпивший Ленский в революционной тужурке, отплясывающий перед дуэлью «Эх, яблочко»... Что сказать! Такое смешение эпох - если это новаторство...
Но, извините, это уже было! Тот же «Гамлет» Высоцкого в конце семидесятых прошлого века!
Понимаю, для чего это делается, хотя мне, кажется, лондонский зритель очень изменился за последние годы, и его уже не надо «покупать» стереотипными представлениями о русской экзотичности. Этот период – балалайки, пляски матрешки – уже прошел! И потому безумно приятно, что в балете «Онегин», поставленный не на русской сцене, не русскими хореографами, исполненным не русскими танцорами, обошлись без «дешевки».
Мои соседки – типичные английские ladies в почтенном возрасте – кричали «Браво!» и в воздух... «чепчики не бросали», но охотно делились впечатлениями, слишком даже громко обсуждая увиденное. Не знаю, читали ли они Пушкина, но, без сомнения...русский дух они «почуяли».
Впрочем, в Королевской опере случайных людей не бывает. Аудитория здесь эрудированная. И потому я уходила из оперы с глубоким, и – как ни странно – приятным ощущением, что «загадочная» русская душа окончательно разгадана!
Людмила Яблокова
Мне понравилось
ReplyDelete