Неизвестная Adriana и чудеса перед Рождеством
Трудно признаваться в собственном невежестве, но, когда меня пригласили на на премьеру оперы «Адриана Лекуврер» (Adriana Lecouvreur, by Francesco Cilea) в Royal Opera House, я абсолютно не знала, что это такое. Я никогда не видела этого имени на афишах оперных театров постсоветского пространства и современной России, я не знала этого итальянского композитора, и, конечно же, не могла припомнить ни одной арии...
Трудно признаваться в собственном невежестве, но, когда меня пригласили на на премьеру оперы «Адриана Лекуврер» (Adriana Lecouvreur, by Francesco Cilea) в Royal Opera House, я абсолютно не знала, что это такое. Я никогда не видела этого имени на афишах оперных театров постсоветского пространства и современной России, я не знала этого итальянского композитора, и, конечно же, не могла припомнить ни одной арии...
И вот что я узнала в течение нескольких минут. (Ох, как же мы жили без Интернета раньше!).
Судьба «Адрианы Лекуврер» в России, как это бывает часто, печальна. Впервые ее исполнили в частной опере в Петербурге то ли в 1902, то ли в 1906 году.Только спустя много лет, в 1989 году любители оперы, да и то - только москвичи - смогли насладиться этим шедевром. Миланский театра «Ла Скала» привез ее на гастроли в Москву. И все! Больше к ней никогда не возвращались.Теперь понятно, почему до сих пор эту оперу мало кто знает в нашей стране. И таких опер немало, кстати. Я однажды задалась целью сравнить репертуар российских театров. И обнаружила то, что и предполагала. Определенный набор наименований – опера ли это или балет – везде. «Спартак», «Онегин», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Отелло», и перед каждым Новым годом - обязательно «Щелкунчик».
В Королевской же опере всегда много новинок: поднятых из глубин времени опер, забытых и продюссерами, и зрителями балетов. Вот и «Адриана» поднята из небытия. А тем не менее – вещь это совершенно замечательная. В основу ее сюжета легла реальная история и реальная судьба ведущей актрисы 18 века из французского театра Comedie Francaise. «Адриана...» считается лучшей оперой итальянского композитора Франческо Чилеа, без сомнения вошла в мировой фонд оперной классики. Ее премьера прошла с триумфальным успехом в 1902 году, тут же ее поставили во многих театрах Европы, даже в Буэнос-Айресе и в том же году или чуть позже - в одном из частных театров Путербурга (Я нашла две версии, так же как и две даты представления, но не уверена, какая из них правильная). А потом... о ней забыли все!
Это мелодрама. Это любовный треугольник, это ревность, но не просто влюбленной женщины, но властной принцессы Бульонской, вместо благодарности способной на жестокость и убийство. В лучших оперных традициях бедная актриса умирает на руках своего возлюбленного в минуты, когда ее жених - неизвестный и ничем не примечательный молодой офицер Морис, на самом деле граф Саксонский, делает ей предложение. Отравленные увядшие фиалки, когда-та подаренные Андрианой Морису, вернулись к ней после прикосновений к ним мстительной соперницы. И – когда любовь и счастье, казалось бы, должны торжествовать, смерть уже...здесь.
Я пишу эти строки, и прекрасно представляю своего «иронического» читателя, который может быть именно в этот момент думает:
«Она это серьезно или...? Ведь все это старо как мир!».
Совершенно серьезно... Эта история настолько трогательна, что когда в зале гаснет свет, теряешь ощущение времени, забываешь, что на дворе – 21-ый век, кажется, но ты там – в этом французском театрике времен Луиса XV, когда на сцене ставили трагедии Расина. Сказочные костюмы Brigitte Reiffenstuel только дополняют этот эффект, а манерный балет XVIII века - еще в своем зачаточном состоянии - воспринимается сегодня, как ужасная, но трогательная пародия, однако очень эффектно убеждает нас в реальности происходящего. Красивая музыка Francesco Cilea в исполнении оркестра Королевской оперы (дирижер Mark Elder)...от первого до последнего звука трогает сердце и волнует душу. Словом, мороз по коже, в глазах.... слезы. Всепобеждающая сила искусства, оперы... коей я не большой знаток, но страстный любитель.
Адриану пела румынская оперная Angela Gheorghiu, накануне отменившая одно из своих первых представлений. Но нам повезло. Подвергшаяся невероятной критике со стороны прессы и зрителей («Angela Gheorghiu has a small voice”, «Ее забудут сразу, как только она сойдет со сцены»), Анжела в тот вечер пела замечательно. Но даже начинающие любители оперы поняли, что меццо-сопрано Принцессы Бульонской (Ольга Бородина), явно доминировало, и это было так явно, особенно в тех в моментах, когда обе оперные дивы были на сцене, что появление Ольги Бородиной на сцене всякий раз сопровождались взрывом аплодисментов.
Две замечательные мужские роли присутствуют здесь. Режиссер театра и верный друг Адрианы Мишонне (Alessandro Corbelli) и Морис, остро переживающей все перепитии судьбы своей актрисы и безнадежно влюбленной в нее, и ее возлюбленный - граф Саксонский (Jonas Kaufmann) предстали перед зрителями благородными и романтическими героями с безупречными вокальными данными.
В антракте мы разговарились с соседями. Они тоже впервые слушали «Адриану». Мы сошлись во мнении, что малоизвестная, а лучше сказать неизвестная музыка Франческо Чилеа была для нас открытием... «Какая это привилегия – быть здесь», - завершила наш спонтанный разговор моя соседка, когда в зале уже гас свет. Мне было трудно с ней не согласиться.
Уже не в первый раз я замечаю, что публика в опере весьма дружелюбна и без предрассудков - легко завязываются беседы с незнакомцами, оказавшимися соседями на пару часов представления, и не только о только что увиденном или услышанном. Обо всем! По окончании же – трогательно прощаются и желают друг другу приятного вечера.
А ведь правда, как это замечательно, что мы имеем возможность прийти сюда снова и снова. Особенно, перед Рождеством и Новым годом, когда живешь в ожидании чудес. И они происходят, если не в жизни, то хотя бы на сцене.
Всемирно известная сказка Братьев Гримм Hansel and Gretel о двух, потерявшихся в лесу детях и случившимися с ними чудесами – и типично рождественская опера - не дадут нам разочароваться в этот рождественский сезон.
Есть мнение, что эта традиционно «детская» опера, и когда я осмелилась это озвучить, на меня посмотрели с удивлением.
- Совсем даже наоборот! Это опера для взрослых. Хотя, конечно, же детям тоже будет интересно.
К счастью, премьера впереди!
И целых две балетные премьеры в этот рождественский сезон - Les Patineurs и Tales of Beatrix Potters Фредерика Аштона (Frederick Ashton). Говорят, это смешно, виртуозно и незабываемо!
Кстати, а Ольга Бородина снова скоро вернется в Лондон и будет петь в Королевской опере Аиду.
Людмила Яблокова
No comments:
Post a Comment