Saturday 11 September 2010

Прощание с PROMS 2010

Из серии Мой Лондон


На невероятном эмоциональном подъеме завершился в сентябрe в Лондоне грандиознейший музыкальный фестиваль – ВВС Proms. Но не только в знаменитом  Альберт Холле Лондона шел заключительный концерт. 300 тысяч человек – по всей Великобритании «подпевали» американской оперной диве Ренни Флеминг  три последних  арии - «You’ll never walk alone”, "Rule, Britannia" и Jerusalem в парках Шотландии, Ирландии, Уэльса и в лондонском Гайд-парке. Причем, представление в шотландском парк Dundee шло впервые. А совсем уж последнее  традиционное, заключительное -  Боже, храни Королеву! - пела, по-моему, вся Великобритания - дома перед телевизорами, в машинах...Кто где оказался в тот момент.!

Не знаю, что можно было придумать лучшего – а Proms идет уже в 117 раз – чтобы напомнить миру о том, какой невероятной ценностью мы все обладаем – Ее Величество Классическая Музыка – спасибо, Proms! – доступна для всех! В том числе и для тех, у кого в кармане найдется всего лишь только 5 или 7 фунтов...

Для несведущего читателя, если таковой имеется, скажу, что, начиная с 16 июля каждый вечер в Альберт Холле и прилегающем к нему Cadogan Hall исполнялись шедервы мировой классической музыки. С гордостью скажу, что если бы не достойный вклад российского происхождения - великих русских композиторов, известных всему миру российских дирижеров и блистательных музыкантов - вряд Proms мог длиться почти два месяца. Сегодня Чайковский и молодой скрипач Максим Русанов представляли Россию.

Я не хочу останавливаться на репертуаре и программе концертов – их легко найти на интернете, но атмосфера в Альберт Холле – это то, о чем не прочитаешь в газетных или журнальных статьях, или даже смотря по телевизору , слушая по радио - не прочувствуешь. Это то, что с трудом поддается описанию...
Люди за час, два, а иногда и за три - в зависимости от программы концерта и от того, какой симфонический оркестр выступает - становится в очередь, чтобы купить «стоячие» билеты, чтобы потом – два часа и больше отстоять на концерте! И я должна сказать, что это самая благодарная публика.
Нет, совершенно не случайно все кресла в партере во время  Proms убираются, и все это  пространство, самое престижное и дорогооплачиваемое, отдается тем, кто заплатил всего 5- 7 фунтов. Но желающих попасть сюда - так много! И они стоят! И слушают музыку. И вы видели бы их лица!   Правда, здесь оказываются только те счастливцы, кому достались первые 200 билетов. Остальные поднимаются высоко-высоко - на балкон, где мне много лет назад пришлось провести свой первый и последний  «стоячий» Proms. Я была приглашена, и меня не предупредили... Тогда,  в первые минуты, я была страшно разочарована, а потом присмотрелась к своим соседям, облокотившимся на перила, почтенным, седым, интеллигентным и - притихла....они пришли на вечер русской классики.

Сегодня же большинство из зрителей были в смокингах, а дамы – в нарядных платьях, а если нет – то обязательно в одеждах, содержащих британскую символику. Уточняю, я говорю не о тех, кто заплатил по сто фунтов и восседал в ложах и в партере. Хотя, что ж уж тут говорить - ложи тоже блистали!

Музыка - это моя давняя любовь. Первая любовь! С появлением в доме  в ранних 60-годах телевизора жизнь моя переменилась. Когда передавали концерты классической музыки,  я бросала все, садилась под круглый стол, стоящий посередине нашей "залы", и замирала... Потом из картонной коробки я сотворила себе "пианино", нарисовав карандашом черные и белые клавиши, и когда только объявляли концерт, я была уже под столом - или рядом - и самозабвенно "играла"...Моя страсть была столь явной, но родители - оба шахтеры, как-то этого не заметили. И тогда в 10 лет я записала себя сама, не подозревая об этом,  в музыкальную школу.
В нашем поселковом клубе я  часто меняла книжки в библиотеке. В тот день, выйдя из библиотеки, услышала в коридоре  музыку - кто-то играл за дверью. Я присела под дверью и... "замерла". Я не знаю, сколько времени прошло, но дверь отворилась, оттуда  вышел мужчина и спросил:
- Что ты здесь делаешь?
- Слушаю музыку! - отвечала я.
-Ты любишь музыку?
-Люблю!
-А хочешь научиться играть? - Хочу, - отвечала я.
В классе он попросил меня повторить, спеть звуки, которые брал на пианино... Потом сказал:
- У тебя есть слух...
Это был учитель по классу аккордеон. Я много раз думала, что если бы это оказался учитель по классу фортепьяно... может быть, моя жизнь была иной...В 17 лет, когда я уже получала аттестат, к нам домой пришли представители музыкальной школы, где я провела 7 лет... Они уговаривали меня  учиться  музыке дальше.
Да, забыла сказать,  что  тогда, в первый мой год обучения музыке, перед Новым годом мои родители получили предупредительное письмо..."Если вы не заплатите за обучение вашей дочери..." До суда дело не дошло, родители устроили допрос, заплатили долг. Мне купили аккордеон, а спустя два года - пианино, и моя младшая сестра тоже пошла в музыкалку...
Это мое лирическое отступление к тому, что - нет, я не музыкант, как думают некоторые новые мои знакомые...
Просто - я вернулась к себе!

И там, в этом огромнейшем Альберт-Холле, который я не очень люблю - очень уж огромный! -люди самые разные.

Однажды я видела на вечернем представлении в соседних креслах 5-6 летнего мальчишку, ближе к концу уже порядком уставшего и периодически возлежавшего на коленях мамы и папы, но ... слушавшего – без сомнения! - Моцарта и Брамса. Его пальчики иногда повторяли мелодию, выстукивая ритм на папином колене. Кстати, семь тысяч детских билетов было продано в этом году.

В другой раз, возвращаясь домой, вместо прогулки к метро я решила вскочить в только что подошедшую 9-ку, и невольно обернулась на...весьма специфичный запах. За мной в автобус взошел лондонский бездомный. Я села направо, к миниатюрной японке, он – налево, пробравшись на свободное место к окну мимо старика, уже ехавшего до нас.

- Откуда ты? - вдруг спросил он у бродяги?

- Proms, - ответил бомж и кивнув в сторону Альберт Холла. – Я здесь каждый вечер.

- А теперь куда?

- Угол Гайд Парка, подземный переход.... Я там сплю...

Я никогда не видела более благодарной публики, как здесь, в Альберт Холле...Каждое представление – долгие овации! Своего рода массовый экстаз пятитысячного зала, в основном практически всегда заполненного... Я всегда жду этого момента... Момента какого-то массового катарсиса! И мне всегда безумно жаль...уходить... и я возвращаюсь - снова и снова!
Конечно, искушенные музыканты знают, в какой день и на какую программу прийти. Когда играла Берлинская филармония зал в конце просто неиствовал ! И, казалось, так не принимали никого....кроме разве Русского Национального оркестра, который играл Бетховена, Рахманинова и Чайковского...Новички могут могут попасть и впросак, и будут вынуждены слушать то, к чему не подготовлены, что не для всех. Музыка, как и люди, ведь тоже разная!.
Каждый Proms начинался объявлением того, сколько денег было собрано накануне на благотоворительность и по окончании концерта нам напоминали о пожертвовании.... Там, внизу в дверях были служители с «ведерками», в которые мы опускали свои монетки... 87.700 фунтов стерлингов было собрано Proms 2010 на благотворительность...И мне нечего добавить к этому!

Разве только - я точно знаю, где буду 15 июля 2011 года.
Людмила Яблокова

No comments:

Post a Comment