Wednesday, 23 February 2011

Первые русские - обладатели Гремми: Ольга Бородина и Ильдар Абдразаков

На только что прошедшем награждении «Гремми» русские оперные певцы Ольга Бородина и Ильдар Абдразаков получили приз за диск с записью «Реквиема» Верди  в сопровождении Чикагского симфонического оркестра и хора под управлением Рикардо Мути. Читатели русскоязычной газеты в Великобритании  «Лондонского Курьера» и журнала Russian UK искренне присоединяются к поздравлениям.
- Эта награда, конечно же, очень нам приятна, говорит Ильдар. -  Мы,
 - первые российские певцы в истории Грэмми, получившие  эту статуэтку от Американской Музыкальной Академии! Но жизнь на этом не заканчивается, будем продолжать работать и дарить людям радость!

Ильдару Абдразакову и Ольге Бородиной это удается – дарить людям радость. Недавно в Королевской опере прошла премьера  «Cевильского цирюльника»  (где пел Ильдар-Дон Базилио),  а сейчас на той же сцене - опера «Аида» (с Ольгой-Амнерис).

- Ильдар, спасибо огромное за удовольствие слышать вас! На меня ваш бас действует абсолютно обезoруживающе, нейтрализующе, успокаивающе.  Но цель моего интервью – не прошедшая с успехом в ROH премьера «Севильского цирюльника» Россини, где ваш герой Дон Базилио изрядно повеселил публику...
- Спасибо. Я старался! Тем более, что и комический образ позволил ввести в сюжет какие-то веселые импровизации.
- Это когда вы так неожиданно, простите,  как черт из табакерки, выскочили на поклон?
- Это точно был экспромт.
- Зал отреагировал, я помню,  всплеском смеха. Но, Ильдар, мне хотелось бы поговорить с вами на темы более серьезные. Как вы думаете, театр, как таковой, со сложившейся своей труппой, музыкантами, дирижером, примадонной остался в прошлом или в провинциях только? Потому что здесь, в Лондоне, в Королевской опере «играет» международная «сборная» - лучшие сопрано, басы, баритоны, теноры, музыканты...со всех уголков земного шара.
- Не только в Лондоне, но и в «Метрополитен  в Нью-Йорке, и в Ла Скала в Милане и в других всемирно известных оперных театрах. А чем вы недовольны? Ведь зритель получает уникальную возможность послушать «первачей», певцов высшего класса. Их везде ждут поклонники.
- Согласна!  Столичный зритель, причем такой столицы как Лондон, нет  сомнения, находится в очень привилегированном положении. Но я так понимаю, что собрать «звезд» под одной крышей, отрепетировать представление  и выдать «класс» в первоклассном театре, где все актеры - первоклассные, где первоклассные  гонорары и искушенный зритель - да, все это здорово, но вы здесь – только гастролер. Отыграли пять-десять спектаклей, и - пора, вас ждут где-то еще...Цирк какой-то, (простите, это, конечно же, кощунство!) а не театр!
-А, понимаю, куда вы клоните! Но ведь у нас у всех есть наш родной театр, откуда мы вышли...Это как родной дом, куда мы возвращаемся, где мы желанны и где нас ждут, не важно, как  долго мы отсутствовали. Но вернувшись туда, мы чувствуем себя  дома, в семье. Так ведь? Мне повезло, у меня два дома - это Уфимский театр и  Мариинка в Петербурге. Но переезжая из театра в театр, я все время учусь, я совершенствую себя, я повышаю свой уровень и как певец, и как актер, потому что каждая новая в встреча с незаурядным коллегой по сцене, накладывает свой отпечаток и на мою игру, и на мое пение.
Потом,  театр – это постоянное совершенство себя и своей роли, это не кино, где то, что сыграно однажды, уже невозможно переиграть или переосмыслить. Театр – организм живой. Каждое представление – разное! Мы же не роботы, мы чувствуем себя по-разному во время представления. Сегодня- лучше, а завтра, может быть, хуже, но я уверен в одном – с каждым спектаклем роль совершенствуется, оттачивается, дополняется какими-то деталями, нюансами, и от этого только выигрывает.
Для публики  же –  это тоже интересно! Он может наблюдать за творческим ростом певца, он может видеть, как тот совершенствуется или наоборот, деградирует в какой-то степени  – от роли к роли! Он может сравнивать постановки, режиссеру...Это интересно! Мне кажется, именно этот момент заставляет зрителя возвращаться снова и снова к своим излюбленным актерам, певцам, танцорам.
- Быстро ли удается отдельным «звездам» сложиться в созвездие и подготовить спектакль? Как это происходит, скажем, в Covent Garden?  За день- за два?Приоткройте завесу...
И две недели, и три, и иногда месяц идут репетиции. Все зависит от оперы.
Первые две-три недели идут в основном сценические и музыкальные репетиции под рояль с дирижёром. Примерно за неделю до премьеры начинаются репетиции с оркестром на главной сцене, где сливаются режиссёрская и дирижёрская работа, и оперный спектакль принимает окончательную форму.
- Ильдар, вы пели Мефистофеля в «Фаусте», Мустафу в «Итальянка в Алжире», Фигаро Мацарта, Дона Жуана и т.д. Есть ли образ, герой, который вам ближе по духу. Кто он, из какой оперы?
- Не сказал бы, что такой образ существует. Я актер, я играю. Я певец, я пою! А в жизни я не Мефистофель и не Дон Жуан  – Ильдар Абдразаков.
- А какой вы в жизни? Опишите себя, скажем,  пятью прилагательными, пожалуйста.
- Мне трудно себя описывать, скажу в двух словах: люблю свою профессию и стараюсь отдать ей все силы .
- Ильдар, вы отмечаете в этом году 10-летие своей интернациональной карьеры?
- Да, ровно 10 лет назад я начал работать в Италии, выиграв перед тем несколько международных конкурсов, включая Гран-при  на международных конкурсах в России, потом “Вердиевские голоса”, посвящённые Maria Callas в Италии. После этого для меня открылись двери ведущих оперных театров мира. У меня подписаны интересные  контракты в Европе и Америке.
- А что конкретно мы сможем услышать в скором будущем?
- Мои будущие партии это - Прочида в "Сицилийской вечерне", Генрих VIII  в "Анна Болена", Мефистофель в "Мефистофеле" Бойто, Досифей в "Хованщине", Филипп в "Дон Карлосе", Дон Жуан в "Дон Жуане", Аттила в "Аттиле" и т.д. 
Очень люблю Дон Жуана, Мефистофеля, Филиппа, Аттилу! 
- Боже, какие характеры! Здесь иметь только голос –  мало. А где вы набирались актерскому мастерству и учились петь?
 В семье. Мой отец был актер драматического театра в Уфе и потом режиссёром на телевидении и ставил телеспектакли. Когда я был дошкольником, папа часто брал меня с собой на репетиции, где я и впитывал актёрское мастерство, глядя на профессионалов . В 6 лет я начал учёбу в музыкальной школе. Пел в хоре. Прекрасно помню момент, когда музыка «достала» меня,  я, здоровенный парень, предпочел ей спорт и был рад, что отделался.  Мне казалось, что это вполне естественно для молодого парня - заниматься спортом. Но периодически меня просили выступать на школьных концертах, и я пел. По окончании средней школы, мой брат Аскар предложил мне заниматься с ним вокалом. Он тогда был студентом пятого курса, и ему надо было пройти педагогическую практику. Попрактиковаться он решил на мне. На одном из этих уроков присутствовала его педагог Муртазина Миляуша Галеевна, она-то и предложила мне учится петь профессионально. Вот тогда я согласился, потому что, вероятно, чувствовал, что у меня тоже может получиться, поверил в свою певческую судьбу, потому что был амбициозный... Но занимался я с педагогом серьезно. Семь раз в неделю. Тяжко было. Пение – это  серьезный, тяжелый труд.
- Извините, все говорят о конкурсах как о важном, очень часто – переломном  моменте в карьере оперных певцов...
- Конкурсы чрезвычайно важны. Показать себя, посмотреть других, сопоставить себя с другими. Это постоянное поддерживание себя в вокальной форме, репетиции, настрой на победу, победу и снова – на победу! Нам россиянам повезло, мы достаточно комфортно ощущаем себя на этих конкурсах., потому что существует очень большая российская традиция не только оперного, но и камерного пения. А на конкурсах петь романсы просто необходимо .
- Как вы себя совершенствуете физически? Или это неважно?
- Мне – важно! Спортзал, бассейн, гольф - они дают заряд энергии!
- Ваш театр – в Петербурге, а где ваш дом – в Уфе?
В Санкт-Петербурге и Уфе, хотя хотелось бы бывать там чаще. Когда я приезжаю в Россию, я обязательно посещаю Уфу. Ведь там моя мама, мои родственники и друзья.
- Ильдар, а ваша жена вас критикует?
-  Критикует? Наверно, нет!  Концертмейстер критикует, Ольга – нет! Это не критика,  мы обсуждаем вместе какие-то рабочие моменты.
- Вы выступали с Ольгой Бородиной на одной сцене в одной и то же опере?
Труднее петь с женой?
- Мы пели вместе в «Кармен», в «Итальянка в Алжире», в «Осуждение Фауста»...Я не сказал бы, что труднее петь вместе с Ольгой, но вольно- невольно, хочешь ты или нет, но слушаешь ее исполнение, переживаешь за нее...Про себя забываешь, чего, конечно, не происходит, когда я на сцене сам по себе. Уверен, что с Ольгой происходит то же самое. Она переживает за меня, подбадривает меня. Совсем недавно мы спели вместе и записали «Реквием» Верди.
- Как вы воспринимаете слово «Лондон»?
 - Лондон - ОБОЖАЮ!!! Всё красиво и гармонично! 


Интервью записала
Людмила Яблокова


No comments:

Post a Comment