Sunday, 31 July 2016

ROH. Концерт Jetter Parker Young Artist


И в Королевской опере Лондона завершился учебный год, вернее известная Jetter Parker Young Artist programme распускает своих студентов, молодых певцов, будущих дирижеров, кого-то - на каникулы, кого-то – выпускает в большую жизнь!  Я просматриваю лист с бывшими выпускниками, и мой глаз цепляется за славянские, литовские, болгарские, греческие фамилии…Ковент-Гарден для многих их открыл двери в большое искусство.


 В своих заметках я всегда указываю имена певцов, которые работают в этой программе, но сейчас есть шанс рассказать о самой Джетте Паркер, она – известный филантроп, меценат, спонсирующий молодые таланты.  Жена известного миллиардера Алана Паркера, без которой невозможны какие- либо серьезные благотворительные события в искусстве Великобритании и США.

Ее первый фонд Oak Foundation был основан в 1983 году и ее первая помощь оказывалась одиноким матерям (Дания) и группам поддержки семьям (Зимбабве), а с 1990 года гранты стали выделяться на ежегодной основе сразу в нескольких странах в рамках двух программ: защита окружающей среды и жестокое обращение с детьми (Environment and Child Abuse).

Ее фонд Oak Foundation только в Индии финансирует пять программ, а с момента своего создания эта благотворительная организация выделила более чем 3,600 грантов по всему миру.

Программа Jetter Parker Young Artist начала свой отсчет с 2001 года и продолжает поддерживать молодых певцов, дирижеров, режиссеров и педагогов в начале роста их профессиональной карьеры.

Кандидаты проходят через жесткий конкурс – прослушивания, интервью.   Затем они проводят два года в Королевском оперном театре на полной ставке, имея возможность для ежедневных индивидуальных репетиций с кочами, изучая и совершенствуя иностранные языки, принимая участия в концертах и спектаклях КО. 

Летние концерты по завершению театрального сезона - кульминация их деятельности и уникальная возможность показать себя на большой сцене.  

В этот раз были выбраны отрывки из опер «Катя Кабанова Леоша Яначека (акт 2, 2-ая сцена), ария из 4-го акта оперы Шарля Гуно «Мирейль», сцены 1 и 2 третьего акта «Евгения Онегина», 4-ый акт «Богемы» Леонкавалло и финал «Летучей мыши» Страуса. Непростой выбор, амбициозный. И хотя каждый из певцов этой программы обладает хорошим голосом, выступления не были равноценными.  

Впечатляюще был исполнен эпизод «Кати Кабановой», где Катерина -   Влада Боровко, великолепно контролирующая верхние ноты и порадовавшая нас прекрасным, сверкающим тембром. В прошедшем сезоне она исполняла роль Ксении в «Борисе Годунове, а в марте, получив уведомление о введении в роль незадолго до премьеры «Травиатты» вышла на сцену как Виолетта. В новом театральном сезоне ей предстоят роли мадемуазель Жувено («Адриана Лекуврёр») и Жаннет («Любовный напиток»).

Богатый гладкий бас Джеймса Платта в роли Гремина затмил Онегина (Юрия Юрчика), для которого финал оперы – не самое выигрышное место, чтобы «показать себя». Здесь всегда, на мой взгляд, доминирует бас.

Запомнились яркие тона Лорен Фаган, исполнившую арию оперы Шарля Гуно «Мирейль» «Voice la vaste plaine”.

Развязка «Богема» Леонкавалло (и снова Лорен Фаган, Эмили Эдмондс, Самуэл Сакке,  Самуэл Джонсон и Дэвид Шиплей) развесилила публику.

Удивительным образом переплелись финал «Богемы», когда умершую Мими оставили лежать на полу, в то время как во всю уже разыгрывался эпизод из «Летучей мыши». В какой-то момент Мими, резво подскочив, превращается в Иду, и – действие, не прекращавшееся ни на секунду с момента начала «Богемы», продолжилось. Эти два куска - переплелись, хотя остальные эпизоды игрались отдельно, декорации – не менялись, но лишь слегка видоизменялись. Костюмы были современными и повседневными - casual, за исключением Онегина и Гремина – smart.

 

 

 

 

BBC Proms. Berlioz. Romeo and Juliet

Казалось, ангелы поют...

Музыка Берлиоза, вернее - его уникальная драматическая симфония Ромео и Джульетта в сопровождении Orchestre Revolutionnaire et Romantique, хора Монтеверди и трех замечательных вокалистов  - французско-канадской меццо Julie Boulianne, французского тенора Jean-Paul Fouchecourt, басс-баритона - Lurent Naouri прозвучала в этот вечер  в Королевском Альберт Холле. Дирижировал оркестром сэр Джон Элиот Гардинер.
 


Гектор Берлиоз - романтик в музыке, создавший свое музыкальное видение самой известной шекспировсской трагедии  Ромео и Джульетта. Его Фантастическую симфонию, извсетную так же как драматическая симфония, разделена на семь частей, а продолжительность всей симфонии - около двух часов. Текст Эмиля Дешам  не передает оригинал, он игнорирует какие-то моменты, переписывает сюжет.

В симфонии присутствуют три вокала -  пролог ведут меццо. тенор и хор  сцену, затем тенор поет версию речи королевы Маб, и заканчивает симфонию бас, предложив своего рода анализ проиисшедшего и умоляя семьи  Монтекки и Капулетти  примириться.

Игра оркестра великлепно сиполнила  яркую, чувственно прекрасную  музыку Берлиоза.
Написанная в конце 1830-х, это произведение  - оригинально,  не имеет подобного прецендента и уникально! Это - не симфония, но и не оратория, Скорее - эо личностные фантазии композитора, встретившего на своем жизненном пути свою Джульетту,
Гарриет Смитсон, ирландскую актрису, которая позже стала его женой.

Джон Элиот Гардинер дирижирует это уникальное творение уже два десятилетия, сделал много превосходных записей. Можно отметить удивительно нежную игру  Оркестра Révolutionnaire et Romantique, уязвимую,  животрепещущую, осбенно в - исполнении  любовных сцен. Хор пел так, что казалось, поют ангелы...

Меццо Julie Bourianne пела на открытии с изысканным равновесием;  бас явно был в тот вечер  не в лучшей форме, но в  финале он пел с пафосом!

 Хор Монтеверди -  великолепен.  Однако, эта  музыка - версия "Ромео и Джульетты" Берлиза  -  в отличие от более популярной и более знакомой музыки Прокофьева, покорившей сердца массового зрителя, более рассчитана на эстета, на любителя!


 

BBC Proms 2016

 

Музыка не знает границ

 
 
В Лондоне начался самый популярный летний фестиваль классической музыки BBC Proms 2016. И несмотря на то, что Великобритания по итогам референдума предпочла Брексит, два нюанса выделяют его из общего ряда – не просто многонациональность участников, что было всегда, а супер- интернационализм и привлечение огромного количества молодых музыкантов.

Есть и тематическая направленность - в этом году страна отмечает 400-летие со дня смерти поэта, драматурга, актера Вильяма Шекспира, и фестиваль представляет чрезвычайно разнообразную палитру -  известные музыкальные опусы Берлиоза, Мендельсона, Чайковского, и менее популярные – датчанина Ханса Абрахамсена, Дебюсси, француза Форе́и, американца Ричарда Роджерса, но и те, и другие вдохновлены были творчеством Шекспира.

Proms 2016 отдает дань творчеству умершим в этом году французскому композитору и дирижеру Пьеру Булезу и Дэ́виду Бо́уи, а также предоставляет сцену Королевского Альберт Холла для мировых премьер современных композиторов, празднующих большие юбилеи и не только.    

Первые две ночи 2016 Proms концертный зал принадлежал русской музыке. Открыла фестиваль - фантазия-увертюра «Ромео и Джульетта» Чайковского и Кантата «Александр Невский» Прокопьева. В концерте принимала участие также меццо-сопрано Ольга Бородина, дирижировал оркестром - Сакари Орамо.

Во второй вечер Королевская опера во главе с музыкальным директором Антонио Паппано представили концертное представление оперы «Борис Годунов» Мусоргского с участием знаменитого уэльского баса-баритона Брина Терфеля (Борис), эстонского баса Айна Ангера (Пимен), Влады Боровко (Ксения) и других певцов, принимавших участие в постановке «Годунова» в Ковент-Гардене.  

Кстати, это первый сезон и первый Proms нашего хорошего знакомого Дэвида Пикарда, бывшего художественного руководителя Глайденборнского фестиваля, давшего нашему онлайн журналу обширное интервью несколько лет назад, в котором он признавался, что «когда для россиян открылись двери на Запад, мы очень скоро поняли, что Россия и республики бывшего союза обладают огромным количеством выдающихся талантов – певцов, музыкантов...» В его время музыкальным директором и дирижером Глайденборна в течение 12 лет был Владимир Юровский, также принимающем участие в концертах Proms 2016.


Еще один замечательный момент - этим летом в Королевском Альберт Холле не только играют классическую музыку, но и много поют. Итальянская певица Роза Фиола, обладательница чистого, хрустального сопрано стала открытием Proms 9, где исполнялись по два опуса каждого композитора -  Моцарта (симфония No 39 и ария Ah, lo prevedi!) и Мендельсона (симфония No4, прозванная Итальянской). Дирижировал в этот вечер - очень трогательно - молодой французский дирижер Жереми Рорер (Rhorer), основавший в 2005 году свой собственный оркестр Le Cercle de L'Harmonie.

Не каждый малоизвестной певице удается собрать такую многочисленную аудиторию (а это, напомню, пять тысяч зрителей), но Розе это оказалось – по плечу, то есть - «по голосу». Лондон услышал нежнейшее исполнение арии Infelice`, что в переводе с итальянского означает – несчастная. Именно прослушивая эту концертную арию Ф. Мендельсона я ощутила себя - переполненной счастьем. Но, судя по реакции зрителей и бурным аплодисментам, я не была одинока, и отныне, как и многие любители музыки, с интересом буду ждать новых выступлений Розы Фиола, лирической сопрано, победительницы «Опералии» Пласидо Доминго.   

Prom 13 – это Девятая симфония Бетховена, Лондонский филармонический оркестр, хор, шведское сопрано Миа Перссон, англо-французское меццо-сопрано (Ана Стефани), британские певцы - тенор (Джон Дасзак), бас (Кристофер Purves) и русский дирижер Владимир Юровский.

Это был вечер-откровение! Но стал он таким - спустя пятнадцать минут после начала и небольшой паузы.

Так строится программа фестиваля. Нас пытаются ознакомить с новыми шедеврами современной музыки, обычно – перед тем, как состоится главное представление дня. Потому что если бы новый «шедевр» финского композитора Магнуса Линдберга «Два эпизода» (2016) играли после Бетховена – в зале было бы пусто! Взять ключевые идеи симфонии, и на основании этого нагородить свои музыкальные эпизоды…ох, нет слов описать эту музыку и это разочарование! Пусть эта «музыка» остается на совести автора, любопытствующие – могут найти и послушать эти звуки, согласятся со мной или нет – это их дело, я же останусь при своем мнении.

Но зато какое счастье, какая радость заполняют душу с первых звуков – благородных в своей простоте, выразительных, цельных, пронзительно ясных. С первого же движения Владимира Юровского, и с первого воспроизведённого им звука - какой восторг приходит и восхищение мастерством! И понимание того, какой же ты везунчик – потому что услышать такое исполнение за весь фестиваль, Променад (а это и есть Proms) удастся, если повезет, всего несколько раз.

К финалу же симфонии, когда подключился хор и солисты, исполнение достигло своей кульминации, и это огромное музыкальное полотно Бетховена явилось во всей красоте. Было абсолютно очевидным, насколько верным, умным, тактичным был подход Юровского к трактовке великого произведения и насколько самоотверженно и вдохновенно играл в этот вечер оркестр!

Наверно, мне уже не надо искушать судьбу и ходить в Альберт Холл этим летом, потому что мои два «счастливых» билета уже на мою долю выпали.  И второй вечер – это Рэй Чен, молодой тайваньско-австралийский скрипач-виртуоз, немецкий композитор Макс Брух и его концерт No 1 для скрипки с оркестром. Дирижировал в этот вечер сэр Эндрю Дэвис (Prom 15).

 

Логику составителя программ фестиваля понять легко. Открыл этот вечер Чайковский с симфонией-фантазией «Буря», появление которой отчасти обязано критику Владимиру Стасову, предложившего композитору несколько литературных сюжетов, в том числе и шекспировскую «Бурю», которую тот и воспринял с благодарностью. И сама симфония - магический шторм и юношеская романтика, и исполнение ее симфоническим оркестром ВВС были сыграны великолепно. Затем тема природы была продолжена в 20-минутном опусе современного британского композитора Энтони Пэйн под названием «Земля, море и небо», чье 80-летие мы отметили. Было скучновато, но терпимо.

Каким чудом между этими музыкальными зарисовками природы и симфонией “Towards the Unknown Region”, первой масштабной хоральной работой дирижера, органиста и английского композитора первой половины XX века Ральф Воэн Уильямс (Vaughan Williams), в которой также просматривается связь между вечностью, временем и пространством, оказался первый концерт для скрипки с оркестром немецкого композитора Макса Бруха – непонятно, но это и неважно.

Но этот концерт - с богатыми виртуозными миниатюрами имеет все, что необходимо для романтического скрипичного концерта, так же как и ее исполнитель.  Молодой скрипач-виртуоз старой классической школы Рэй Чен, с великолепной техникой, который только начинает находить свое место в Европе, благодаря это концерту Бруха  смог покорить аудиторию в Лондоне и приобрести несчетное число поклонников.

 Его исполнение было эмоциональным, легкость его игры только подчеркнула отличное владение инструментом, а озорная, непритязательная манера - высокий профессионализм.  Его не отпустили со сцены, пока он не сыграл на бис Каприс № 21 Паганини.

Зал ревел, захлебывался «Браво», топал ногами, и вел себя – совершенно неприлично! Эмоции вытеснили все манеры и приличия, и вырвались на свободу. Зал – ликовал!

Кстати, играл Рэй Чен на скрипке Страдивари 1715 года, принадлежавшей когда-то известному венгерскому скрипачу Йозефу Иоахиму.  


Людмила Яблокова.

 



Prom 1