Музыка не знает границ
В Лондоне начался самый популярный летний фестиваль
классической музыки BBC Proms 2016. И несмотря на то, что Великобритания по
итогам референдума предпочла Брексит, два нюанса выделяют его из общего ряда –
не просто многонациональность участников, что было всегда, а супер-
интернационализм и привлечение огромного количества молодых музыкантов.
Есть и тематическая направленность - в этом году
страна отмечает 400-летие со дня смерти поэта, драматурга, актера Вильяма Шекспира,
и фестиваль представляет чрезвычайно разнообразную палитру - известные музыкальные опусы Берлиоза,
Мендельсона, Чайковского, и менее популярные – датчанина Ханса Абрахамсена, Дебюсси,
француза Форе́и, американца Ричарда Роджерса, но и те, и другие вдохновлены
были творчеством Шекспира.
Proms 2016 отдает дань творчеству умершим в этом
году французскому композитору и дирижеру Пьеру Булезу и Дэ́виду Бо́уи, а также
предоставляет сцену Королевского Альберт Холла для мировых премьер современных
композиторов, празднующих большие юбилеи и не только.
Первые две ночи 2016 Proms концертный зал
принадлежал русской музыке. Открыла фестиваль - фантазия-увертюра «Ромео и
Джульетта» Чайковского и Кантата «Александр Невский» Прокопьева. В концерте
принимала участие также меццо-сопрано Ольга Бородина, дирижировал оркестром -
Сакари Орамо.
Во второй вечер Королевская опера во главе с
музыкальным директором Антонио Паппано представили концертное представление оперы
«Борис Годунов» Мусоргского с участием знаменитого уэльского баса-баритона
Брина Терфеля (Борис), эстонского баса Айна Ангера (Пимен), Влады Боровко (Ксения)
и других певцов, принимавших участие в постановке «Годунова» в Ковент-Гардене.
Кстати, это первый сезон и первый Proms нашего хорошего
знакомого Дэвида Пикарда, бывшего художественного руководителя Глайденборнского
фестиваля, давшего нашему онлайн журналу обширное интервью несколько лет назад,
в котором он признавался, что «когда для россиян открылись двери на Запад, мы
очень скоро поняли, что Россия и республики бывшего союза обладают огромным
количеством выдающихся талантов – певцов, музыкантов...» В его время
музыкальным директором и дирижером Глайденборна в течение 12 лет был Владимир
Юровский, также принимающем участие в концертах Proms 2016.
Еще один замечательный момент - этим летом в
Королевском Альберт Холле не только играют классическую музыку, но и много
поют. Итальянская певица Роза Фиола, обладательница чистого, хрустального
сопрано стала открытием Proms 9, где исполнялись по два опуса каждого
композитора - Моцарта (симфония No 39 и
ария Ah, lo prevedi!) и Мендельсона (симфония No4, прозванная Итальянской). Дирижировал
в этот вечер - очень трогательно - молодой французский дирижер Жереми Рорер (Rhorer),
основавший в 2005 году свой собственный оркестр Le Cercle de L'Harmonie.
Не каждый малоизвестной певице удается собрать такую
многочисленную аудиторию (а это, напомню, пять тысяч зрителей), но Розе это оказалось
– по плечу, то есть - «по голосу». Лондон услышал нежнейшее исполнение арии Infelice`,
что в переводе с итальянского означает – несчастная. Именно прослушивая эту
концертную арию Ф. Мендельсона я ощутила себя - переполненной счастьем. Но,
судя по реакции зрителей и бурным аплодисментам, я не была одинока, и отныне,
как и многие любители музыки, с интересом буду ждать новых выступлений Розы
Фиола, лирической сопрано, победительницы «Опералии» Пласидо Доминго.
Prom 13 – это Девятая симфония Бетховена, Лондонский
филармонический оркестр, хор, шведское сопрано Миа Перссон, англо-французское
меццо-сопрано (Ана Стефани), британские певцы - тенор (Джон Дасзак), бас
(Кристофер Purves) и русский дирижер Владимир Юровский.
Это был вечер-откровение! Но стал он таким - спустя пятнадцать
минут после начала и небольшой паузы.
Так строится программа фестиваля. Нас пытаются
ознакомить с новыми шедеврами современной музыки, обычно – перед тем, как
состоится главное представление дня. Потому что если бы новый «шедевр» финского
композитора Магнуса Линдберга «Два эпизода» (2016) играли после Бетховена – в
зале было бы пусто! Взять ключевые идеи симфонии, и на основании этого
нагородить свои музыкальные эпизоды…ох, нет слов описать эту музыку и это
разочарование! Пусть эта «музыка» остается на совести автора, любопытствующие –
могут найти и послушать эти звуки, согласятся со мной или нет – это их дело, я
же останусь при своем мнении.
Но зато какое счастье, какая радость заполняют душу
с первых звуков – благородных в своей простоте, выразительных, цельных,
пронзительно ясных. С первого же движения Владимира Юровского, и с первого
воспроизведённого им звука - какой восторг приходит и восхищение мастерством! И
понимание того, какой же ты везунчик – потому что услышать такое исполнение за
весь фестиваль, Променад (а это и есть Proms) удастся, если повезет, всего
несколько раз.
К финалу же симфонии, когда подключился хор и
солисты, исполнение достигло своей кульминации, и это огромное музыкальное
полотно Бетховена явилось во всей красоте. Было абсолютно очевидным, насколько
верным, умным, тактичным был подход Юровского к трактовке великого произведения
и насколько самоотверженно и вдохновенно играл в этот вечер оркестр!
Наверно, мне уже не надо искушать судьбу и ходить в
Альберт Холл этим летом, потому что мои два «счастливых» билета уже на мою долю
выпали. И второй вечер – это Рэй Чен,
молодой тайваньско-австралийский скрипач-виртуоз, немецкий композитор Макс Брух
и его концерт No 1 для скрипки с оркестром. Дирижировал в этот вечер
сэр Эндрю Дэвис (Prom 15).
Логику составителя программ фестиваля понять легко.
Открыл этот вечер Чайковский с симфонией-фантазией «Буря», появление которой
отчасти обязано критику Владимиру Стасову, предложившего композитору несколько
литературных сюжетов, в том числе и шекспировскую «Бурю», которую тот и
воспринял с благодарностью. И сама симфония - магический шторм и юношеская
романтика, и исполнение ее симфоническим оркестром ВВС были сыграны великолепно. Затем тема природы была
продолжена в 20-минутном опусе современного британского композитора Энтони Пэйн
под названием «Земля, море и небо», чье 80-летие мы отметили. Было скучновато,
но терпимо.
Каким чудом между этими музыкальными зарисовками
природы и симфонией “Towards the Unknown Region”, первой масштабной хоральной работой дирижера,
органиста и английского композитора первой половины XX века Ральф Воэн Уильямс
(Vaughan Williams), в которой также просматривается связь между вечностью, временем
и пространством, оказался первый концерт для скрипки с оркестром немецкого
композитора Макса Бруха – непонятно, но это и неважно.
Но этот концерт - с богатыми виртуозными миниатюрами
имеет все, что необходимо для романтического скрипичного концерта, так же как и
ее исполнитель. Молодой скрипач-виртуоз
старой классической школы Рэй Чен, с великолепной техникой, который только
начинает находить свое место в Европе, благодаря это концерту Бруха смог покорить аудиторию в Лондоне и приобрести
несчетное число поклонников.
Его
исполнение было эмоциональным, легкость его игры только подчеркнула отличное
владение инструментом, а озорная, непритязательная манера - высокий
профессионализм. Его не отпустили со
сцены, пока он не сыграл на бис Каприс № 21 Паганини.
Зал ревел, захлебывался «Браво», топал ногами, и вел
себя – совершенно неприлично! Эмоции вытеснили все манеры и приличия, и
вырвались на свободу. Зал – ликовал!
Кстати, играл Рэй Чен на скрипке Страдивари 1715
года, принадлежавшей когда-то известному венгерскому скрипачу Йозефу Иоахиму.
Людмила Яблокова.
No comments:
Post a Comment