Sunday, 31 July 2016

BBC Proms 2016

 

Музыка не знает границ

 
 
В Лондоне начался самый популярный летний фестиваль классической музыки BBC Proms 2016. И несмотря на то, что Великобритания по итогам референдума предпочла Брексит, два нюанса выделяют его из общего ряда – не просто многонациональность участников, что было всегда, а супер- интернационализм и привлечение огромного количества молодых музыкантов.

Есть и тематическая направленность - в этом году страна отмечает 400-летие со дня смерти поэта, драматурга, актера Вильяма Шекспира, и фестиваль представляет чрезвычайно разнообразную палитру -  известные музыкальные опусы Берлиоза, Мендельсона, Чайковского, и менее популярные – датчанина Ханса Абрахамсена, Дебюсси, француза Форе́и, американца Ричарда Роджерса, но и те, и другие вдохновлены были творчеством Шекспира.

Proms 2016 отдает дань творчеству умершим в этом году французскому композитору и дирижеру Пьеру Булезу и Дэ́виду Бо́уи, а также предоставляет сцену Королевского Альберт Холла для мировых премьер современных композиторов, празднующих большие юбилеи и не только.    

Первые две ночи 2016 Proms концертный зал принадлежал русской музыке. Открыла фестиваль - фантазия-увертюра «Ромео и Джульетта» Чайковского и Кантата «Александр Невский» Прокопьева. В концерте принимала участие также меццо-сопрано Ольга Бородина, дирижировал оркестром - Сакари Орамо.

Во второй вечер Королевская опера во главе с музыкальным директором Антонио Паппано представили концертное представление оперы «Борис Годунов» Мусоргского с участием знаменитого уэльского баса-баритона Брина Терфеля (Борис), эстонского баса Айна Ангера (Пимен), Влады Боровко (Ксения) и других певцов, принимавших участие в постановке «Годунова» в Ковент-Гардене.  

Кстати, это первый сезон и первый Proms нашего хорошего знакомого Дэвида Пикарда, бывшего художественного руководителя Глайденборнского фестиваля, давшего нашему онлайн журналу обширное интервью несколько лет назад, в котором он признавался, что «когда для россиян открылись двери на Запад, мы очень скоро поняли, что Россия и республики бывшего союза обладают огромным количеством выдающихся талантов – певцов, музыкантов...» В его время музыкальным директором и дирижером Глайденборна в течение 12 лет был Владимир Юровский, также принимающем участие в концертах Proms 2016.


Еще один замечательный момент - этим летом в Королевском Альберт Холле не только играют классическую музыку, но и много поют. Итальянская певица Роза Фиола, обладательница чистого, хрустального сопрано стала открытием Proms 9, где исполнялись по два опуса каждого композитора -  Моцарта (симфония No 39 и ария Ah, lo prevedi!) и Мендельсона (симфония No4, прозванная Итальянской). Дирижировал в этот вечер - очень трогательно - молодой французский дирижер Жереми Рорер (Rhorer), основавший в 2005 году свой собственный оркестр Le Cercle de L'Harmonie.

Не каждый малоизвестной певице удается собрать такую многочисленную аудиторию (а это, напомню, пять тысяч зрителей), но Розе это оказалось – по плечу, то есть - «по голосу». Лондон услышал нежнейшее исполнение арии Infelice`, что в переводе с итальянского означает – несчастная. Именно прослушивая эту концертную арию Ф. Мендельсона я ощутила себя - переполненной счастьем. Но, судя по реакции зрителей и бурным аплодисментам, я не была одинока, и отныне, как и многие любители музыки, с интересом буду ждать новых выступлений Розы Фиола, лирической сопрано, победительницы «Опералии» Пласидо Доминго.   

Prom 13 – это Девятая симфония Бетховена, Лондонский филармонический оркестр, хор, шведское сопрано Миа Перссон, англо-французское меццо-сопрано (Ана Стефани), британские певцы - тенор (Джон Дасзак), бас (Кристофер Purves) и русский дирижер Владимир Юровский.

Это был вечер-откровение! Но стал он таким - спустя пятнадцать минут после начала и небольшой паузы.

Так строится программа фестиваля. Нас пытаются ознакомить с новыми шедеврами современной музыки, обычно – перед тем, как состоится главное представление дня. Потому что если бы новый «шедевр» финского композитора Магнуса Линдберга «Два эпизода» (2016) играли после Бетховена – в зале было бы пусто! Взять ключевые идеи симфонии, и на основании этого нагородить свои музыкальные эпизоды…ох, нет слов описать эту музыку и это разочарование! Пусть эта «музыка» остается на совести автора, любопытствующие – могут найти и послушать эти звуки, согласятся со мной или нет – это их дело, я же останусь при своем мнении.

Но зато какое счастье, какая радость заполняют душу с первых звуков – благородных в своей простоте, выразительных, цельных, пронзительно ясных. С первого же движения Владимира Юровского, и с первого воспроизведённого им звука - какой восторг приходит и восхищение мастерством! И понимание того, какой же ты везунчик – потому что услышать такое исполнение за весь фестиваль, Променад (а это и есть Proms) удастся, если повезет, всего несколько раз.

К финалу же симфонии, когда подключился хор и солисты, исполнение достигло своей кульминации, и это огромное музыкальное полотно Бетховена явилось во всей красоте. Было абсолютно очевидным, насколько верным, умным, тактичным был подход Юровского к трактовке великого произведения и насколько самоотверженно и вдохновенно играл в этот вечер оркестр!

Наверно, мне уже не надо искушать судьбу и ходить в Альберт Холл этим летом, потому что мои два «счастливых» билета уже на мою долю выпали.  И второй вечер – это Рэй Чен, молодой тайваньско-австралийский скрипач-виртуоз, немецкий композитор Макс Брух и его концерт No 1 для скрипки с оркестром. Дирижировал в этот вечер сэр Эндрю Дэвис (Prom 15).

 

Логику составителя программ фестиваля понять легко. Открыл этот вечер Чайковский с симфонией-фантазией «Буря», появление которой отчасти обязано критику Владимиру Стасову, предложившего композитору несколько литературных сюжетов, в том числе и шекспировскую «Бурю», которую тот и воспринял с благодарностью. И сама симфония - магический шторм и юношеская романтика, и исполнение ее симфоническим оркестром ВВС были сыграны великолепно. Затем тема природы была продолжена в 20-минутном опусе современного британского композитора Энтони Пэйн под названием «Земля, море и небо», чье 80-летие мы отметили. Было скучновато, но терпимо.

Каким чудом между этими музыкальными зарисовками природы и симфонией “Towards the Unknown Region”, первой масштабной хоральной работой дирижера, органиста и английского композитора первой половины XX века Ральф Воэн Уильямс (Vaughan Williams), в которой также просматривается связь между вечностью, временем и пространством, оказался первый концерт для скрипки с оркестром немецкого композитора Макса Бруха – непонятно, но это и неважно.

Но этот концерт - с богатыми виртуозными миниатюрами имеет все, что необходимо для романтического скрипичного концерта, так же как и ее исполнитель.  Молодой скрипач-виртуоз старой классической школы Рэй Чен, с великолепной техникой, который только начинает находить свое место в Европе, благодаря это концерту Бруха  смог покорить аудиторию в Лондоне и приобрести несчетное число поклонников.

 Его исполнение было эмоциональным, легкость его игры только подчеркнула отличное владение инструментом, а озорная, непритязательная манера - высокий профессионализм.  Его не отпустили со сцены, пока он не сыграл на бис Каприс № 21 Паганини.

Зал ревел, захлебывался «Браво», топал ногами, и вел себя – совершенно неприлично! Эмоции вытеснили все манеры и приличия, и вырвались на свободу. Зал – ликовал!

Кстати, играл Рэй Чен на скрипке Страдивари 1715 года, принадлежавшей когда-то известному венгерскому скрипачу Йозефу Иоахиму.  


Людмила Яблокова.

 



Prom 1

 

No comments:

Post a Comment