Thursday, 4 August 2016

BBC Proms. Dvorak & Bartoc


Концерт – для эстета!

Две замечательные вещи – Концерт для виолончели В минор чеха Дворжака и Замок герцога Синяя борода венгра Бартока были сыграны накануне в Королевском Альберт Холле, и сразу оговорюсь – этот концерт на любителя оригинального. Обе вещи – необычайно увлекательные, но не для массового слушателя. Впрочем, те, кто оказались в этот вечер в Альберт Холле, знали, что, что их ожидает.

Дирижер Чарльз Дютуа и Королевский филармонический оркестр - истинные звезды вечера. С первых звуков концерта для виолончели Дворжака Dютуа продемонстрировал абсолютное мастерство и высочайший уровень профессионализма, его оркестр продемонстрировал все краски и оттенки этого музыкального опуса, особенно подчеркнув соло кларнета и рогов. На протяжении всего концерта музыканты играли с чувством, создавая уникальные музыкальные формы, пылая латунью и пышностью струнных инструментов.  Вместе с солистом - Албаном Герхардтом, чья международная карьера началась в 1991 году с выступлением Берлинского филармонического оркестра под управлением Семена Бычкова.

Впечатляет гармония оркестра и виолончелиста, они достигают абсолютного понимания камерной музыки и баланса, особенно выразительны эпизоды, когда музыка движется медленно, и дирижер, подчеркивая оркестровое соло, в то же время, не глушит богатую филигрань соло виолончели. Музыка для эстета!

После перерыва слушали одноактную оперу Замок герцога Синяя Борода, безусловно, одну из самых коротких, но, без сомнения, запоминающихся. Лишь только зазвучала мелодия, и стало ясно, что мы вовлечены в таинственную мистерию, в которой композитор поставил своей целью анализ скрытых глубин человеческой души.

Одну за другой открывает семь дверей готического замка возлюбленная герцога Синяя Борода, и музыка передает нам скрывающиеся там разные аспекты его мира. Он достаточно легко расстается с пятью первыми ключами, за которыми скрыты – его агрессивность (оружие и инструменты пыток), его клады и богатства, а также -  романтические «струны» его души – его сады, цветники, его вселенная, но что удивляет Джудит – на всем, даже на цветах и облаках – видны следы крови. Синяя Борода настаивает на том, что последние две двери -  не открывались, его голос становится более агрессивным и недовольным, но и Джуди – непокорна и более требовательна. Она добивается своего, и за шестой дверью видит озеро, полное слез, а за седьмой – трех бывших возлюбленных Синей Бороды, которым она вскоре составит компанию.

Должна сказать, что в Королевском Альберт Холле – нет возможности использовать титры, и это осложняет жизнь тем, кто сэкономил на программке. Если зритель оказался в зале случайно, не зная, что представляет сюжет этой оперы, это – одна история, но гости столицы, пожелавшие отметиться в Альберт холле, или менее информированные любители музыки, оказались в трудной ситуации. Они могли наслаждаться музыкой, только предполагая, что пелось на неизвестном им языке. Программка же, в которой напечатан полный текст оперы, и собственное воображение – с помощью которого легко, следуя музыкальной канве, можно было представить всю историю, решала ситуацию.

В главной роли – Синей Бороды мы услышали богатый бас Джона Релайея, характер героя тот подал с большей симпатией, но и двусмысленностью. Лиризм, с которым он исполнил финал, звучал особенно. Венгерское меццо-сопрано Илдико Комлози много раз исполняла эту роль, ее голос звучал устойчиво, и она превосходно брала ноты как нижнего регистра, так и верхние.  

Дирижер Чарльз Дютуа и его оркестр исполнили вещь замечательно, но особенно прочувственно прозвучали музыкальные эпизоды, относящиеся к двум последним дверям.

Это был один из вечеров, который невозможно забыть!

No comments:

Post a Comment