Opera Holland Park отмечает в этом году свое совершеннолетие. В Англии
эта магическая цифра – 21. В лето своего становления, взросления (а Опера
Холланд парк - это летний фестиваль) на
суд зрителей были представлены оперы Пьетро Маскагни «Ирис», «Богема», «Золушка»,
«Летучая мышь», а вот закрывает сезон новая постановка русской гранд-оперы
Чайковского «Пиковая дама (режиссер Rodula Gaitanou, дирижер Питер Робинсон).
Эта не первая «Пиковая дама», которую мне довелось увидеть
в Лондоне, но, если говорить о постановке, однозначно – лучшая. Для режиссера
это - проект амбициозный: огромный хор и массовка, костюмы, соответствующие эпохе,
особенно оригинальные – во время бала-маскарада. Оригинальная игра светотеней,
я бы сказала – элегантно-пышные, если такое сочетание возможно, декорации. С
обеих сторон сцены – по три арки, развевающиеся на ветру белые занавеси, но
посередине – ниша, закрытая пышными шторами. Она открывается в какие-то особые моменты
оперы – первое появление графини и ее помпезный выход, сопровождаемый стуком ее
палок, затем - ее романтически обставленная опочивальня, устроенная в стиле
барокко, там же в нише позднее будет установлен ее гроб, ее посмертное явление
Герману – состоится в нише. Затем нам будет представлен карточный салон
Чекалинского и огромный, покрытый зеленым сукном стол, на котором умирает
Герман. Оставшаяся и большая часть сцены периодически превращается в Летний
сад, салон Лизаветы, когда подружки пытаются развеселить опечаленную девушку,
бальную залу... Словом, все возможные атрибуты русского имперского великолепия –
налицо. Но радует то, что все эти детали
– логичны и взаимосвязаны, они работают, они дают целостную картинку Санкт-Петербурга
конца девятнадцатого века (1870 год), так было угодно режиссеру, но не
восемнадцатого!
Он увидел в «Пиковой драме» и представил нам скорее
романтическую мелодраму, лишив ее фантасмагории, мистичности. Но создатели
сохранили психологическую мотивацию, может быть недостаточно глубоко
разработанную, но явно одно – они шли по следам Чайковского.
Чисто визуальный образ графини, невероятно высокой,
худущей, поддерживающей себя с помощью двух палок, стук которых предвещает
каждое ее появление на сцене, в огромном чёрном платье – весьма выразителен.
Нельзя было не почувствовать былое великолепие Венеры Московской, чья красота под
воздействием времени и неумолимости прожитых лет, истончилась, а впереди
осталось только одно - ожидание смерти. Но Розалинда Плорайт, блистающая в 80-х
годах, явно переигрывала, а пение ее было – маловыразительным.
Были замечательные моменты, когда в сознании Германа
реальность и кошмар – смешиваются, и происходящее на сцене казалось пугающе
зловещим и гротескным. Лучшие годы тенор
Питера Ведд пришлись на 90-ые, когда он пел
многие ведущие роли в Ковент-Гардене. Он продемонстрировал вокальную силу и
выносливость на сцене, но в данной постановке, мне показалось, он явно не
вписывался в компанию.
Это был достаточно пожилой Герман на фоне молодых
Лизы - Наталия Романив (Уэльс), остроумного Томского - Ричард Варкхад
(Шотландия) и жесткого, откровенного князя Елецкого – Грант Дойл (Южная
Австралия), Полины (английское меццо-сопрано) Лоры Вудс. Они также более выигрышно звучали и в
вокальном отношении – это было исполнение оперных певцов, достойных серьезной сцены.
Наталья Романив (Romaniw) тонкая, сильная Лиза, чье пение более звучало
по-русски, однако тембр ее голоса – специфичный, резонирующий, что называется,
на любителя. Но их игра была естественна и правдоподобна. Алед Холл
(Чекалинский) Саймон Уайлдинг (Шурин) составили прекрасный дуэт.
Дирижер Питер Робинсон провел оркестр несколько
лихорадочно, сверх энергично, или можно сказать иначе – торопливо, особенно
первый акт. Конечно, в основном, за исключением второго действия, там звучала
мажорная музыка, но она совсем не должна была быть крикливо-резкой, и уж совсем
необязательно было «глушить» главных героев – Германа и Лизу, особенно во
второй сцене первого акта. В музыкальном отношении первый акт явно проиграл
второму, который был намного исполнен в разы лучше, во втором акте мы услышали
то, что было заложено композитором, и оркестр City of London звучал совсем иначе. Хор пел
великолепно.
Оперы в Холанд парк поются на языке оригинала, но я
вдруг поймала себя на том, что все время смотрела на титры, увы, понять то, что
исполнялось по-русски, мне удавалось далеко не всегда.
No comments:
Post a Comment