Поэтому говорить здесь и сейчас придется только о том, что я видела и слышала в Royal Opera House.
Главный вопрос, который я пытаюсь разрешить для себя – это мелодрама о любви? А где же любовь? Ревность? Страсть? Где то чувство, ради которого Тоска убивает себя, бросившись с крепостной стены. И как получилось, что директор возобновленной версии спектакля Дункан Макфарленд (Duncan Macfarland) и директор Джонатан Кент (Jonathan Kent) ухитрились не заметить, что их возлюбленные существуют на сцене совершенно отчужденно, сами по себе, как будто им страшно или неловко друг с другом. Ситуация слегка изменилась к лучшему в последнем акте, в те последние секунды, которые отведены им были судьбой, чтобы выразить свои чувства друг другу, но и то – они предпочли это сделать на расстоянии.Первый акт оставил зрителя в недоумении. Осталось ощущение невыразительности, недосказанности. Мой сосед справа откровенно позевывал. Коллега слева поделился впечаталением: «They are starting slowly!”
Но мне хочется особо отметить, что это действие, как и последующие, происходило на фоне элегантного дизайна Пола Брауна (Paul Brown) и эффектного освещения Марка Хендерсона (Mark Henderson).
Римская церковь Сант-Андреа-делла-Валле была представлена как бы в двух уровнях. Наверху, почти параллельно основному действию, шла почти настоящая служба, священнослужители в белых одеяниях, горящие свечи, прих ожане в нарядных платьях. Роскошная лестница с позолоченными перилами. А в это время внизу, в капелле, прячется бежавший из заключения Анджелотти, художник Марио Каварадосси дописывает портрет Марии Магдалины и встречается с Тоской.Во втором акте – богатый кабинет шефа полиции Скарпио с монументальной статуей в стиле Давида и Голиафа, а позади наполовину пустых книжных полок библиотеки – камера пыток. И в заключение - крепостная (тюремная) стена, над которой зависло в наклонной плоскости ночное небо с ярким, холодным застывшим созвездием Большой Медведицы. Мне не доводилось раньше видеть более интересных декораций «Тоски».
Я представляю себе нетерпение и, может быть, недоумение читателя, которому до сих пор не удалось прочитать ни строчки об исполнительском составе этого первого представления в Ковент Гардене и о том, как солисты пели. Увы, в этой постановке «Тоски» не только главная героиня, именем которой названа опера и ее возлюбленный Каварадосси существуют отдельно, но все составные спектакля – вокал, драма, декорации, свет, костюмы - независимы и сами по себе. Потому так трудно писать ревью на эту постановку. Ведь как бы не были замечательны декорации и эффектен свет и костюмы, это далеко не то, ради чего мы приходим в оперу.
Дирижер Антонио Паппано, как обычно, привлек лучших музыкантов из оркестра Королевского оркестра. Конечно же - внушительная музыка Пуччини, в которой иногда, казалось, тонули сопрано, тенора и баритон...Женственная Мартина Серафин (Martina Serafin) и ее мягкий итальянский голос создали образ доверчивой, наивной, чуть ли не невинной героини. Мне показалось, ее Тоске не хватило яркости, выразительности, авантюризма, и более того - трагичности. Хотя был момент, когда голос Мартины за звучал по-другому - в момент полной ее безысходности.
Каварадосси - Марселло Гиордани (Marcello Giordani) еще в меньшей степени, чем Мартина, проявляет свои актерские дарования, а правильнее сказать, он даже не пытался играть. Он просто пел. Твердо, громко, правильно, хорошо! Не слишком двигаясь, при этом.
Скарпиа - финский бас-баритон (Juha Uusitalo) был хорош. Его грозный голос, вкупе с мощной фигурой певца, его взлохмаченные волосы создали образ реального, настоящего злодея и мучителя, но именно это и его ария «Я ждал долгое время любви дивы» снискали ему долгие аплодисменты зрителя.И все-таки, что-то в тот вечер в Ковент Гардене происходило не так. Впервые мне пришлось наблюдать, как после наиболее популярных арий Тоски зал ...не аплодировал актрисе. Только однажды раздался хлопок-другой, после секундной паузы подхваченный вежливыми зрителями...на мгновенье-другое. Никогда раньше мне не приходилось видеть, чтобы еще до того, как зажегся свет и на сцену вышли исполнители, треть партера (не галерки! ) покинула зал.
Я слышала, что одно из представлений «Тоски» будет записано, и зимой состоится показ этой записи в кинотеатрах мира. Это будет точно не наш премьерный спектакль. Это будет, как может быть вы догадались, последнее представление «Тоски».
Людмила ЯблоковaМариинский балет в Ковент Гардене – 25 July -13 August
No comments:
Post a Comment