Луксор – все лучшие страницы его истории, легендарнейшие храмы, колоссальные статуи фараонов, великолепнейшие сфинксы, неповторимые врата – все эти следы некогда мощнейшей цивилизации были созданы в те времена, которые трудно представить себе, даже напрягши все свое воображение. Все это было построено, сотворено тысячелетия до нашей эры. И, как утверждают ученые книги, к началу нашего летоисчиcления город Луксор, как и большинство храмов вокруг него, были почти полностью разрушены. Но и сейчас мы, оказавшись в Египте, совершаем свое паломничество к этим «руинам», по-прежнему поражащим нас своей мощью, величием, масштабами. Если даже вы поплавали в Красном море, прикоснулись к пирамидам, но не побывали в Луксоре, это значит, что, повидав последнее сохранившее чудо света, вы не увидели больше ничего. Вы не видели Египта.
Наш самолетик дрожит, как перепуганный зверек, пытаясь приземлиться на бетонный клочок земли, но пока, с высоты, нам открывается панорама Нила – реки, достаточно широкой в этих местах, снующие по ней суда, баржи и всюду, пока видна живительная лента воды, по обеим берегам, – зелень, люди, жизнь. Бросаешь взгляд чуть–чуть в сторону, и там – горы, песок, безмолвие, пустота.
Мне повезло: группа не набралась, и я была единственным экскурсантом с персональным переводчиком. Ахмед, оказывается, выучил русский язык, как и итальянский, вне всяких университетов -египтяне, как я заметила, очень способные к языкам. Первое, что он мне показал, были Колоссы Мемнона – огромные статуи высотой с шестиэтажный дом. Когда-то они стояли перед храмом, но во время землятресения, произошедшего две тысячи лет тому назад, храм разрушился. Раскололся и один из колоссов, и с тех пор на восходе солнца, статуя начинала «петь», разговаривать.Тысячи паломников – греки, римляне – потянулись в эти места, прослышав об «Оракуле Мемнона». Но мне не довелось услышать это пение. Оказывается, один из императоров, в явном стремлении добиться милости Мемнона, отреставрировал статуи. С тех пор они молчат.
Тридцать минут езды под палящими лучами, и мы оказываемся среди обожженных солнцем скал, чуждых земной жизни. Это – Долина царей. Город мертвых. Десятки, если не сотни гробниц, были когда-то полны ценнейшими свидетельствами древнеегипетской культуры. А сейчас нам предстают бесконечные подземные коридоры, стены, потолки которых расписаны причудливыми картинками из египетской жизни. Мне объяснили технологию этой росписи. Оказывается, на свежей штукатурке выдавливались контуры будущего рисунка, а потом густо наносились краски. Столько книг перечитала о Египте, этой информации нигде не встречала.
Минут тридцать, согнувшись в три погибели, мы пробирались по коридорам, выдолбленным в толще горы и ведущим на сотни метров вглубь, пока не добрались до погребальной камеры Тутанхамона. Но, как оказалось, это была лишь гробница-«ловушка». Побывать там, где были обнаружены неслыханные богатства фараона Тутанхамона, хранящиеся сейчас в Национальном музее Каира, нам, однако, не удалось. Путь преградила решетка и вооруженный охранник.
Веками, тысячи и тысячи живых людей долбили эти скалы, обустраивая загробную жизнь для мертвецов, пусть даже таких избранных как египетские фараоны... Мысль эта не покидала меня во время подземных путешествий. Какова же была сила и воздействие той религии, во имя которой совершались такие гигантские духовные и физические усилия?
Ведь все это длилось тысячелетия. Какая еще религия сравнима с этой по монументальности, жертвам (по крайней мере в нашем, современном понимании), принесенным во имя и величие ее?
После Долины царей мы посетили храм царицы Хатшепсут, сохранившийся в прекраснейшем состоянии. Гигантский храм, особенно его фасад, поражает строгостью и, я бы сказала, современностью линий. Но это только часть его, и не самая большая. Весь храм словно врос в гору, там находятся основные апартаменты скандальной египетской царицы, пролившей кровь отца, но отстоявшей себе право на царский трон, несмотря на свою принадлежность к слабому полу. И вообще, наслушавшись рассказов о поворотных моментах правления древнеегипетских династий, в голову невольно приходили сравнения из недавнего (сравнительно, конечно) кровавого прошлого некоторых русских царей, а также французских и английских королей. Те же заговоры, сыноубийства и отцеубийства...Власть, коварство и жестокость всегда рядом. Формы меняются. Суть – остается.
Но то, ради чего я предприняла эту поездку в Луксор, оставив пляжи Красного моря с его коралловыми рифами, был, конечно, Карнакский храм. Не зря я туда так рвалась: достойное зрелище, несмотря на века, природные катаклизмы... И если возможно описание увиденного, то непременно в превосходной степени, иначе, по-моему, нельзя. Огромнейшая монументальная зона, величественная аллея бараноголовых сфинксов, ведущая к храму, колоссальная статуя Великого жреца во времена правления XX1 династии... Один уз уголков двора храма Рамзеса III, окруженный величественными колоннами, на которых фараон изображен в своих праздничных одеждах. Но более всего поражает воображение зал, состоящий из 134 колонн высотой 23 метра с капителями в форме раскрытого папируса. Что я ощущала, блуждая по этим залам? Вечность! Она, словно материлизовавшись, присутствовала здесь везде, сопровождала повсюду, и только тогда, когда покинув камни, мы приехали в Луксор, город живых людей – с пестрыми колоритными базарчиками, запахом еды, готовящейся прямо на улицах, красочными повозками, в которых передвигались туристы, я почувствовала себя свободной.
Кстати, русских в Луксоре и его окрестностях – множество. И я кажется понимаю, почему? Все мы, оказавшись в Египте, просто-напросто не можем не прикоснуться – ладонью, если хотите - к пирамидам, к Карнакскому храму, о которых еще в детстве было столько начитано, что многие годы будоражило воображение, волновало кровь...Эта далекая загадочная культура. Неразгаданная загадка, нераскрытая тайна...
Но больше тайны нет. Для меня. Исчезла загадка, о которой я грезила... Грустить ли об этом? Не знаю. Говорят, даже римские императоры, завоевавшие полмира, имели картуши с иероглифами, почитали египетских богов. Увезла и я с собой картуш и настоящий папирус. На память.
На обратном пути, болтаясь больше часа над безжизненной черной пустыней в крошечном самолете на 12 человек, мы, русские, итальянцы, англичане, размышляли о том, как стираются, исчезают с лица земли цивилизации. Остаются только камни? Что же останется после нашей цивилизации? Тоже камни?!
Людмила Яблокова.
No comments:
Post a Comment