http://www.operanews.ru/12032505.html
«Альберт-холл» — одно из самых помпезных и выразительных зданий Лондона конца девятнадцатого века, — как и самая популярная, гениальнейшая опера Верди из того же столетия, известны во всем мире.
Раз в год, обычно в феврале-марте, в «Альберт-холле» исполняют оперу, как правило — очень популярную, потому что надо заполнить огромный многотысячный овальный зал. Кроме того, все лето здесь играют классическую музыку. И это «золотые» моменты в жизни «Альберт-холла»! Потому что он всегда востребован, доступен для самой разнообразной публики — и для тех, кто способен выложить сотню-другую за ложу, и для тех, кто может заплатить только 5 фунтов за стоячий билет. Распродается всё и всегда (зал способен вместить до девяти тысяч человек) — особенно, когда играют знакомое, любимое. Отличная находка его организаторов!
На заключительный концерт невозможно купить билеты — они разыгрываются, как лотерея — так много желающих. Но вечер вживую транслируется по телевидению, и это один из дней, который, как и день рождения королевы, объединяет нацию. Королева, музыка и футбол объединяют нацию!
В оставшиеся промежутки времени зал арендуют разные устроители. Гребенщикову его высокопоставленные и небедные патроны однажды оплатили концерт. И это значит, что для нас, зрителей вход был бесплатным. Здесь же с большой помпой праздновался день рождения весьма почитаемого на Западе Михаила Горбачева, нашего первого и последнего президента Советского Союза, «благодаря» которому и я в свое время оказалась в Лондоне. Тут же разыгрываются теннисные турниры. Да-да, теннисные матчи.
Я не очень люблю «Альберт-холл», но, всё-таки, по-своему, он мне дорог. Дважды на его сцену на награждении выпускников Королевского колледжа «Империал» поднималась моя дочь — когда защитилась на бакалавра и на следующий год, после присуждения ей степени мастера — по осени и весне здание используется для церемоний награждений выпускников престижных университетов Великобритании.
Я смотрела здесь только одну оперу, и это была всё та же «Аида». Один раз, очень давно, почти на предпоследнем ряду, где тесно, страшно неудобно, не очень хорошо видно, но слышно — акустика устроена так, что звук идет вверх. Зато много раз я бывала здесь на знаменитых ежегодных «Proms».* Кстати, посидев и в партере, и в ложе, и на галерке, я предпочитаю стоячий, ничего не стоящий билетик. Там, с балкона, открывается такой великолепный вид на этот роскошный, в доминирующем цвете бордо зал, что захватывает дух. Надо просто прийти пораньше, выстоять длинную и долгую очередь, а потом занять местечко как раз напротив сцены.
Не знаю, что можно было придумать лучшего, чтобы напомнить миру о том, какой невероятной ценностью мы все обладаем — Ее Величество Классическая Музыка — спасибо, Proms! — в Лондоне доступна для всех!
С гордостью скажу, что если бы не достойный вклад российской культуры — великих русских композиторов, известных всему миру блистательных музыкантов — вряд ли «Proms» мог длиться почти два месяца, как это обычно происходит.
В «Альберт-холле» великолепный орган, второй по величине на Британских Островах, с 9999 трубами (у инструмента в Ливерпульском Соборе 10268 труб).
Но если б вы только знали, что это знаменитое здание является выражением памяти, огромной любви и бесконечной печали королевы Виктории к умершему в 1861 году мужу, принцу Альберту: в 1871 году на открытии «Альберт-холла» она, приготовив торжественную речь, не смогла произнести от волнения и слез ни одного слова. За неё это сделали другие,** произнеся: «”Альберт-холл” открыт!».*** Через дорогу, в Кенсингтонском саду, она же воздвигла Мемориал принцу Альберту. Все здесь пронизано ее любовью.
Но вернемся к «Аиде». Спустя 130 лет после ее создания, Аида была и остается одной из опер, к которой наиболее часто обращаются творческие коллективы и режиссёры.
В этот раз, я слушала её, сидя в ложе «Альберт-холла», и могла наблюдать за археологическими раскопками, палаткой, в которой укрывались от палящего солнца археологи, то там, то сям разбросанными усечёнными колоннами и разбитыми скульптурами — так была преобразована огромная арена (партер, а не сцена) зала. Это и были декорации к постановке, осуществленной импресарио Раймондом Габбэйем, режиссером Стивеном Медкалфом**** и сценографом Изабеллой Байуотер.
По идее создателей спектакля, известную английскую журналистку и египтолога Амелию Эдвардс, совершившую путешествие на лодке по Нилу в 1873 году, посетили призраки Аиды, ее соперницы Амнерис и предмета их обожания — Радамеса. Так началась «Аида». Эта своеобразная роль журналистки — мимическая. Но, тем не менее, Амелия постоянно присутствовала на сцене и выражала самый неподдельный интерес к происходящему.
Новая постановка, в которой принимают участие десятки певцов, актеров и танцоров, огромный технический штат — поистине действо монументальное. Не на каждый вкус, но, однозначно, на вкус большинства, ибо на большинство и рассчитано. И оно было удовлетворено. Далеко не всё из сольного пения оказалось достойным восхищения, но колоссальная поддержка Королевского Филармонического оркестра под руководством маэстро Эндрю Гринвуда, его интерпретация Верди, а также мощный, слаженный, в сто голосов спетый хор перевесили те моменты разочарования, которые мы испытали в вечер премьеры. Я не могу судить о других выступлениях, потому что всякий раз каст менялся.
Американский тенор Марк Хеллер, дебютировавший в Великобритании как Радамес, выглядел уверенным, активно помогая себе жестикуляцией и довольно комфортно ощущая себя на этом огромном пространстве. В заглавной роли эфиопской рабыни выступила Индра Томас, имеющая весьма длинный послужной список.* Смотрелась она, темнокожая, великолепно, в синей шелковой накидке, с осанкой царицы, но мне показалось, что певица была явно не в лучшей форме, слишком откровенно «борясь» с верхними нотами на протяжении всего выступления.
Амнерис — Тициана Карраро — оказалась интересней Аиды, даже при том, что в нынешней постановке ее героиня выглядела более капризной и избалованной, дерзкой и непримиримой, жестокой и немилосердной к сопернице. Она пела достаточно хорошо, ровно. И я воодушевлением ждала ее финального выступления. Мне безумно жаль, что беспроигрышную Сцену судилища она исполнила так бледно и неинтересно...
** Эту миссию выполнил старший сын королевы Виктории принц Эдуард, впоследствии король Эдуард VII.
*** Налицо, таким образом, символическая связь – «Аида» сочинена также в 1871 году!
**** Медкалф – довольно известный режиссер, в активе которого множество оперных постановок на различных сценах мира. Среди наиболее известных: «Пиковая дама» в Ла Скала (2005) под управлением Юрия Темирканова (солисты – М. Дидык, Д.Шелленбергер, В.Ванеев, Д.Хворостовский, Е.Образцова).
Любопытная деталь: в одном из интервью после премьеры Ю.Темирканов на вопрос корреспондента, доволен ли он постановкой, ответил: «В принципе доволен, иначе бы отказался дирижировать. Во Франции у меня был случай, когда я уже отрепетировал с оркестром, но сбежал, увидев, что происходит на сцене. Постановка в «Ла Скала», хоть мне и не очень нравится, по крайней мере, не оскорбляет. Режиссер приезжал ко мне в Лондон советоваться, видимо, из-за боязни, что я повторю французскую эскападу» (Московские новости, 11 марта 2005 года).
***** Индра Томас выступала в Москве в 2005 году.
Евгений Цодоков
Фотограф — S. Klinge
Раз в год, обычно в феврале-марте, в «Альберт-холле» исполняют оперу, как правило — очень популярную, потому что надо заполнить огромный многотысячный овальный зал. Кроме того, все лето здесь играют классическую музыку. И это «золотые» моменты в жизни «Альберт-холла»! Потому что он всегда востребован, доступен для самой разнообразной публики — и для тех, кто способен выложить сотню-другую за ложу, и для тех, кто может заплатить только 5 фунтов за стоячий билет. Распродается всё и всегда (зал способен вместить до девяти тысяч человек) — особенно, когда играют знакомое, любимое. Отличная находка его организаторов!
На заключительный концерт невозможно купить билеты — они разыгрываются, как лотерея — так много желающих. Но вечер вживую транслируется по телевидению, и это один из дней, который, как и день рождения королевы, объединяет нацию. Королева, музыка и футбол объединяют нацию!
В оставшиеся промежутки времени зал арендуют разные устроители. Гребенщикову его высокопоставленные и небедные патроны однажды оплатили концерт. И это значит, что для нас, зрителей вход был бесплатным. Здесь же с большой помпой праздновался день рождения весьма почитаемого на Западе Михаила Горбачева, нашего первого и последнего президента Советского Союза, «благодаря» которому и я в свое время оказалась в Лондоне. Тут же разыгрываются теннисные турниры. Да-да, теннисные матчи.
Я не очень люблю «Альберт-холл», но, всё-таки, по-своему, он мне дорог. Дважды на его сцену на награждении выпускников Королевского колледжа «Империал» поднималась моя дочь — когда защитилась на бакалавра и на следующий год, после присуждения ей степени мастера — по осени и весне здание используется для церемоний награждений выпускников престижных университетов Великобритании.
Я смотрела здесь только одну оперу, и это была всё та же «Аида». Один раз, очень давно, почти на предпоследнем ряду, где тесно, страшно неудобно, не очень хорошо видно, но слышно — акустика устроена так, что звук идет вверх. Зато много раз я бывала здесь на знаменитых ежегодных «Proms».* Кстати, посидев и в партере, и в ложе, и на галерке, я предпочитаю стоячий, ничего не стоящий билетик. Там, с балкона, открывается такой великолепный вид на этот роскошный, в доминирующем цвете бордо зал, что захватывает дух. Надо просто прийти пораньше, выстоять длинную и долгую очередь, а потом занять местечко как раз напротив сцены.
Не знаю, что можно было придумать лучшего, чтобы напомнить миру о том, какой невероятной ценностью мы все обладаем — Ее Величество Классическая Музыка — спасибо, Proms! — в Лондоне доступна для всех!
С гордостью скажу, что если бы не достойный вклад российской культуры — великих русских композиторов, известных всему миру блистательных музыкантов — вряд ли «Proms» мог длиться почти два месяца, как это обычно происходит.
В «Альберт-холле» великолепный орган, второй по величине на Британских Островах, с 9999 трубами (у инструмента в Ливерпульском Соборе 10268 труб).
Но если б вы только знали, что это знаменитое здание является выражением памяти, огромной любви и бесконечной печали королевы Виктории к умершему в 1861 году мужу, принцу Альберту: в 1871 году на открытии «Альберт-холла» она, приготовив торжественную речь, не смогла произнести от волнения и слез ни одного слова. За неё это сделали другие,** произнеся: «”Альберт-холл” открыт!».*** Через дорогу, в Кенсингтонском саду, она же воздвигла Мемориал принцу Альберту. Все здесь пронизано ее любовью.
Но вернемся к «Аиде». Спустя 130 лет после ее создания, Аида была и остается одной из опер, к которой наиболее часто обращаются творческие коллективы и режиссёры.
В этот раз, я слушала её, сидя в ложе «Альберт-холла», и могла наблюдать за археологическими раскопками, палаткой, в которой укрывались от палящего солнца археологи, то там, то сям разбросанными усечёнными колоннами и разбитыми скульптурами — так была преобразована огромная арена (партер, а не сцена) зала. Это и были декорации к постановке, осуществленной импресарио Раймондом Габбэйем, режиссером Стивеном Медкалфом**** и сценографом Изабеллой Байуотер.
По идее создателей спектакля, известную английскую журналистку и египтолога Амелию Эдвардс, совершившую путешествие на лодке по Нилу в 1873 году, посетили призраки Аиды, ее соперницы Амнерис и предмета их обожания — Радамеса. Так началась «Аида». Эта своеобразная роль журналистки — мимическая. Но, тем не менее, Амелия постоянно присутствовала на сцене и выражала самый неподдельный интерес к происходящему.
Новая постановка, в которой принимают участие десятки певцов, актеров и танцоров, огромный технический штат — поистине действо монументальное. Не на каждый вкус, но, однозначно, на вкус большинства, ибо на большинство и рассчитано. И оно было удовлетворено. Далеко не всё из сольного пения оказалось достойным восхищения, но колоссальная поддержка Королевского Филармонического оркестра под руководством маэстро Эндрю Гринвуда, его интерпретация Верди, а также мощный, слаженный, в сто голосов спетый хор перевесили те моменты разочарования, которые мы испытали в вечер премьеры. Я не могу судить о других выступлениях, потому что всякий раз каст менялся.
Американский тенор Марк Хеллер, дебютировавший в Великобритании как Радамес, выглядел уверенным, активно помогая себе жестикуляцией и довольно комфортно ощущая себя на этом огромном пространстве. В заглавной роли эфиопской рабыни выступила Индра Томас, имеющая весьма длинный послужной список.* Смотрелась она, темнокожая, великолепно, в синей шелковой накидке, с осанкой царицы, но мне показалось, что певица была явно не в лучшей форме, слишком откровенно «борясь» с верхними нотами на протяжении всего выступления.
Амнерис — Тициана Карраро — оказалась интересней Аиды, даже при том, что в нынешней постановке ее героиня выглядела более капризной и избалованной, дерзкой и непримиримой, жестокой и немилосердной к сопернице. Она пела достаточно хорошо, ровно. И я воодушевлением ждала ее финального выступления. Мне безумно жаль, что беспроигрышную Сцену судилища она исполнила так бледно и неинтересно...
Примечания редакции:
* Ежегодные циклы т. н. «Променадных» концертов в «Альберт-холле», организуемые корпорацией «Би-би-си» (BBC Proms) для широкой публики. Основаны в 1895 году директором «Куинс-холла» (концертного зала в центре Лондона) Робертом Ньюменом. С 1927 проходят под патронажем BBC. После разрушения «Куинс-холла» в 1941 году от прямого попадания бомбы мероприятия стали проводиться в «Альберт-холле», Бристоле и Бедфорде. После войны - только в «Альберт-холле».** Эту миссию выполнил старший сын королевы Виктории принц Эдуард, впоследствии король Эдуард VII.
*** Налицо, таким образом, символическая связь – «Аида» сочинена также в 1871 году!
**** Медкалф – довольно известный режиссер, в активе которого множество оперных постановок на различных сценах мира. Среди наиболее известных: «Пиковая дама» в Ла Скала (2005) под управлением Юрия Темирканова (солисты – М. Дидык, Д.Шелленбергер, В.Ванеев, Д.Хворостовский, Е.Образцова).
Любопытная деталь: в одном из интервью после премьеры Ю.Темирканов на вопрос корреспондента, доволен ли он постановкой, ответил: «В принципе доволен, иначе бы отказался дирижировать. Во Франции у меня был случай, когда я уже отрепетировал с оркестром, но сбежал, увидев, что происходит на сцене. Постановка в «Ла Скала», хоть мне и не очень нравится, по крайней мере, не оскорбляет. Режиссер приезжал ко мне в Лондон советоваться, видимо, из-за боязни, что я повторю французскую эскападу» (Московские новости, 11 марта 2005 года).
***** Индра Томас выступала в Москве в 2005 году.
Евгений Цодоков
Фотограф — S. Klinge
No comments:
Post a Comment